Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Skip to Content

Образовательные стандарты

Образовательные стандарты


Информация о федеральных государственных образовательных стандартах  и об образовательных стандартах. Информация представлена  копиями  федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов или гиперссылками на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.


Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
3) духовно-нравственное развитие и воспитание.


Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.


Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
 
Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Утвержден приказом от 5 марта 2004 года N 1089
 
 
Федеральный Компонент ГОС 2004 года направлен на реализацию следующих основных целей:
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
В  школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Познавательная деятельность
  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.  
Что нового появилось с введением ФГОС?
1.Внеурочная деятельность. Согласно стандарту, в 5-9 классах впервые появится понятие внеурочной деятельности. «Оно обозначает все те активности, которые проходят вне класса, но при этом направлены на прохождение материала, заложенного в основной образовательной программе. Отныне государство берет на себя финансирование таких форм обучения.
Например, какие-либо поездки и экскурсии могут серьезно дополнить и расширить знания, полученные ребятами на уроке», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки. Там пояснили, что раньше зарплата учителя рассчитывалась исходя из количества его уроков, однако ситуация изменится. «В рабочее время учителя теперь входят как уроки, так и внеурочная деятельность. Если раньше из бюджета шли деньги только на проведение уроков, сейчас из субъектов РФ в составе норматива идут деньги и на проведение уроков, и на внеурочную деятельность учителя. И плюс еще отдельно финансируется дополнительное образование детей, которое реализуется в школе», – отметили в министерстве. Таким образом, ученики будут иметь право на уроки, внеурочную деятельность и дополнительное образование на бесплатной основе. В начальной школе такая система уже работает, в 10-11 классах появится с 2020 года. 
2.Обязательная профориентация в школах. В соответствии с новым стандартом во всех школах, начиная с 5 класса, будут проводить в плановом режиме мероприятия по профориентации учеников. Предусмотрены такие формы, как ярмарки профессий, диагностика школьников, выбор учениками наиболее им комфортного типа деятельности, знакомство с производствами, кратким описанием существующих профессий и пр.
В министерстве рассказали, что в некоторых субъектах профориентация вообще будет проходить в виде отдельного урока, обязательного для всех. Как правило, прямо на предприятиях организаций разного профиля. Кроме того, в России были разработаны и учебники по профориентации. Занятия по ним также будут проходить в экспериментальном режиме в части регионов. «Все это делается для того, чтобы за 5-9 класс дать попробовать ребенку побыть в разных ситуациях, в разных профессиях, в разных статусах. За 5 лет надо дать ребенку понять: «вот это мое», «вот этим я никогда заниматься не буду», – комментируют в ведомстве
3. Два языка. Впервые в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология». Система образования РФ очень многообразна, обучение в школах осуществляется не только на русском языке. Есть школы, в которых изучается, наряду с русским, язык республики. Поэтому не везде может изучаться второй иностранный, но принятый стандарт фактически ориентирует на то, чтобы в большинстве школ изучалось два языка. Введение второго иностранного языка зависит от школы, от администрации. Как правило, в обычной школе это два часа в неделю, во многих специальных лингвистических школах – три часа и более.
4. Новая предметная область. Согласно стандарту, также будет впервые введена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Мы многонациональная, многоконфессиональное государство, и у российской школы появляется вот эта ниша, которая может заполниться региональным, специфическим для каждого региона образованием». 
В Минобрнауки уточнили, что это может быть или урок в расписании, или какой-то клуб в рамках внеурочной деятельности, цикл экскурсий, чтобы познакомиться с культурой народов через посещение культовых сооружений. «Это может быть и школьный театр, где ребята будут готовить сами какие-то костюмы, ставить какие-то постановки на языке народа – разные формы. Школе дается право выбора, но это будет обязательно для каждого учреждения», — подчеркнули в министерстве.
 

 



Dr. Radut | page